PDA

Просмотр полной версии : Дорожная пыль


Музыкальный Огонек
21.12.2012, 10:10
Дорожная пыль

(Об организационных мероприятиях, направленных на «улучшение музыкального дела», в области советской культуры послевоенного периода)

Мангушев М., Котлярчук Б. Дорожная пыль.//Журнал «Советская эстрада и цирк».- 1991г. -№2.- С.2-5, 43.

Прошлое советского музыкально-песенного творчества изобилует парадоксами. Те или иные эстрадные жанры сплошь и рядом проявляли себя, невзирая и, несмотря на, казалось бы, неблагоприятные сопутствующие обстоятельства. «В стране искусств, стране чудес, - пел в одной из своих песен В.Высоцкий,- развитие идет не по спирали, а вкривь и вкось, вразрез, наперерез».

Еще на заре становления административно-командной системы нетерпимые к инакомыслию активисты Российской ассоциации пролетарских музыкантов не в состоянии были воспрепятствовать возникновению массового количества « старинных романсов образца 1920-х годов», созданных молодыми современниками «переломной эпохи». В этом вечнозеленом жанровом пласте благодарный след оставило творчество поэтов-песенников: П.Д.Германа, К.Н.Подревского, Б.Н.Тимофеева, А.А.Д’Актиля, эстрадных композиторов: Б.И.Фомина, В.Я.Кручинина, Б.А.Прозоровского, С.Я.Покрасса.

Лихолетье «большого террора» 1930-х годов почти не коснулось музыкальной эстрады, если не считать репрессированных пионеров советского джаза: В.Я.Парнаха, Г.В.Ландсберга, Г.Р.Терпиловского. Разгул карательного произвола по отношению ко всем социальным слоям населения, как это ни странно, соседствовал с небывалым расцветом эстрадного творчества, особенно в области модного тогда жанра песенного джаза. Фонографическое наследие ведущих джаз-оркестров и песенных солистов предвоенных лет до сих пор переиздается альбомами и сериями долгоиграющих дисков в качестве эстрадной классики.

Очередной неординарный феномен имел место в период Великой Отечественной войны. Вопреки древнему афоризму о молчании муз во время грохота пушек, несмотря ни на какие катаклизмы военного времени, по авторитетному свидетельству Л.О.Утесова, «это был новый после 1930-х годов, но еще более пышный расцвет советской песни». В условиях фронтового быта укрепилась популярность довоенных эстрадных лидеров – Л.О.Утесова, К.И.Шульженко, Г.П.Виноградова. В конце войны были предприняты первые шаги в сторону слияния советской и зарубежной русскоязычной песенной эстрады. Вернулся из эмиграции А.Н.Вертинский, активно добивался возвращения на Родину П.К.Лещенко, в репертуаре советских эстрадных артистов стали исполняться некоторые произведения О.Д.Строка

http://s017.radikal.ru/i428/1212/82/8f89e48af5fbt.jpg (http://radikal.ru/F/s017.radikal.ru/i428/1212/82/8f89e48af5fb.jpg.html)
Г.Виноградов

На грядущие мирные годы возлагались самые радужные надежды. Но именно этому периоду суждено было стать самым мрачным в истории отечественной культуры и искусства. Сложность послевоенного времени заключалась не только в том, что люди были вынуждены нести непомерные лишения, вызванные необходимостью в условиях продовольственного и товарного голода восстанавливать разрушенное народное хозяйство в стране, понесшей наибольшие людские и материальные потери из всех государств, участвовавших во второй мировой войне. Вдобавок ко всему «вождь народов» решил вплотную заняться и искусством.

Еще с конца 1944 года в центральной прессе стали появляться редакционные статьи, предостерегающие от настроений, «что наше искусство, особенно после войны, пойдет по пути «облегчения» и будет прежде всего увеселять зрителей». Писалось, что «с подобными тенденциями необходимо серьезно бороться». А в начале 1945 года «командующим идеологическим фронтом» был назначен А.А.Жданов, имевший до этого зловещую известность в других сферах деятельности.

http://s002.radikal.ru/i199/1212/e4/903bd4f4e107.jpg
А.А.Жданов

Уже на рубеже перехода к мирному быту эстрадное искусство понесло ощутимые потери. По труднообъяснимым даже в «эпоху позднего реабилитанса» мотивам угодили « в дальний путь на долгие года» руководители советских джаз-оркестров А.В.Варламов и Э.И.Рознер. В том же направлении последовали вчерашние «звезды» песенной эстрады В.А.Козин и Л.А.Русланова. Бесследно «исчез» автор текста самой популярной фронтовой песни «Темная ночь» - В.Г.Агатов.

http://s020.radikal.ru/i715/1212/ec/0a9d28501f38.jpg http://s40.radikal.ru/i088/1212/c5/f2579db99cab.jpg В.Г.Агатов

Знойным летом 1946 года в Москве состоялся II Всесоюзный конкурс артистов эстрады, открытие которого когда-то планировалось организаторами на 23 июня 1941 года. Как известно, лауреатами первого конкурса в 1939 году стали такие выдающиеся впоследствии певцы, как: К.И.Шульженко, К.Джапаридзе, А.С.Погодин. По итогам второго состязания талантов, подведенного 4 августа 1946 года, первой премии решено было не присуждать. Вторые премии были вручены певцу И.Шмелеву, вокальному дуэту Л.Лядова – Н.Пантелеева. Третью премию получил Л.Косторица. Поощрительным дипломом была отмечена Р.Сикора.

http://s020.radikal.ru/i713/1212/e9/a02490d5988f.jpg
К.Джапаридзе

Всего лишь десять дней спустя после эстрадного конкурса было принято печально известное постановление ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 года «О журналах «Звезда» и «Ленинград»». Закулисный механизм возникновения этого одиознейшего из документов сталинской эпохи стал достоянием гласности и был официально отменен лишь 42 года спустя.
Инициатором и организатором этого и других образцов административных извращений в сфере культуры и искусства был А.Жданов - одна из наиболее мрачных личностей из ближайшего окружения И.Сталина. Вслед за постановлением по проблемам литературы пулеметной очередью последовали в 1946-1948 годах такие же костоломные акции в области театра, радиовещания, кино, музыки.

Ни в речах А.Жданова, ни в текстах принятых постановлений никаких претензий к песенному творчеству не предъявлялось. Однако, шельмование творчества А.Ахматовой, М.Зощенко и других литераторов привело к объявлению «борьбы» с лирическими романсами и бытовыми песнями в эстрадном репертуаре.

На совещании деятелей советской музыки в январе 1948 года в выступлении А.Жданова композиторам оперного жанра был брошен упрек в заимствовании у джаза элементов «судорожной припадочной музыки». Кроме того, в его речи фигурировали такие выражения: замена мелодичности нестройными и вместе с тем шумными импровизациями», «сумбурный набор крикливых звукосочетаний», «ориентиры на современную западную музыку декаданса», «формалистическое направление в музыке» и т.д. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы после принятия постановления ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года «Об опере «Великая дружба» В.Мурадели» в рамках реализации вытекающих из него «организационных мероприятий» объявить джазовую и смежную с ней музыку вне закона. Очевидная нелепость чиновничьего произвола над музыкальным творчеством была в последствии отменена постановлением ЦК КПСС от 28 мая 1958 года «Об исправлении ошибок в оценке опер…»

А пока реализовывались «организационные мероприятия, направленные на улучшение музыкального дела, «профессиональные джаз-оркестры один за другим прекращали свое существование. Некоторые «до лучших времен», а большинство – навсегда. Началась эпоха «административного разгибания саксофонов». С целью сохранения своего прославленного ансамбля Л.Утесов предложил ему новое название «эстрадный оркестр». Некоторые последовали его примеру, перестраивая соответственно и репертуар.

http://i023.radikal.ru/1212/19/389f634cb420t.jpg (http://radikal.ru/F/i023.radikal.ru/1212/19/389f634cb420.jpg.html)
Л.Утесов

«И тут-то, - писал Л.Утесов впоследствии, - по причинам, которые я не берусь объяснить, мы совершенно неожиданно столкнулись с почти полным отсутствием нужного нам репертуара. Именно поэтому приходилось порой признаться себе, что мы не можем в полной мере удовлетворять законные запросы зрителя». По сути дела в его песенном наборе того времени к творческим находкам можно причислить два-три произведения. Все остальные, как говорится, - «дорожная пыль» или, в лучшем случае, полу-удачи.

Болезненно проходил «кризис жанра» у К.Шульженко. Певице пришлось расстаться с привычным джазовым сопровождением и предстать перед зрителем под фортепианный аккомпанемент или безликий инструментальный ансамбль случайного состава. Предложенный ей для исполнения в эстрадных программах московского «Эрмитажа» 1948-1950 годов репертуарный набор состоял сплошь из наспех зарифмованной газетной риторики. Биограф артистки И.Василинина этот период охарактеризовала следующим образом: «Клавдия Ивановна переживала трудные дни. Она слышала бесконечные упреки критики, которая настойчиво адресовала их именно тем песням, что наиболее активно поддерживались зрителем. Очень нелегко, когда тебя обвиняют в мелкотемье, пошлости, сентиментальности, и еще горше, если чувствуешь, что поиски иных путей то и дело кончаются творческой неудачей».

http://s017.radikal.ru/i429/1212/65/d0a4e4cb53fa.jpg
К.Шульженко

Бесцеремонному унизительному разносу были подвержены исполнительские приемы и репертуар М.Бернеса: «Исполнение этого актера, ничего общего не имеющее с нормальным человеческим пением, вызывает протест у каждого слушателя, любящего и ценящего настоящую музыку, - утверждалось в одной из редакционных статей журнала «Советская музыка». – В полном соответствии с развязанной манерой «пения» находится и репертуар М.Бернеса, целиком составленный из песенок антихудожественного полу-блатного характера…». Начитавшись такого, Марк Бернес длительное время решительно отказывался от предложений выступать на эстраде даже в сборных концертных программах.

http://i068.radikal.ru/1212/97/c360159a8492t.jpg (http://radikal.ru/F/i068.radikal.ru/1212/97/c360159a8492.jpg.html)
М.Бернес

В незавидном положении оказались артисты, специализировавшиеся на исполнении лирических романсов. Имена Т.Церетели, И.Юрьевой, К.Джапаридзе начисто исчезли с концертных афиш и наклеек издаваемых грампластинок.
Неуютно себя чувствовал на родине вернувшийся из эмиграции автор-исполнитель собственных песен и романсов А.Н.Вертинский. Начавшееся издание его грампластинок было прекращено, публичные концерты в столице и провинции разрешались только в маловместительных клубных аудиториях без рекламных афиш, репертуарный диапазон резко ограничен цензурой. Концерты артиста никак не комментировались и не рецензировались в прессе. «Я существую на правах публичного дома: все ходят, но в обществе говорить об этом не принято»,— как-то высказался по этому поводу А.Вертинский. В поисках заработка артист стал сниматься в кино. То ли отклонение от песенного творчества было замечено и поощрено, то ли по какому-либо иному капризу диктатора А. Вертинскому за исполнение отрицательной роли в конъюнктурном фильме «Заговор обреченных» было присвоено звание лауреата Сталинской премии II степени за 1950 год. Официальная же позиция к основной артистической деятельности поющего поэта оставалась непоколебимой. Власть имущие предпочитали его «не видеть в упор».

http://s57.radikal.ru/i158/1212/f8/80393f423879t.jpg (http://radikal.ru/F/s57.radikal.ru/i158/1212/f8/80393f423879.jpg.html)
А.Вертинский

Тем временем в Румынии продолжал добиваться разрешения получить советское гражданство известный в международном масштабе русскоязычный эстрадный певец П.Лещенко. Писал он и И.Сталину. Ответа не последовало.

http://s017.radikal.ru/i432/1212/63/235372302102t.jpg (http://radikal.ru/F/s017.radikal.ru/i432/1212/63/235372302102.jpg.html)
П.Лещенко

Репертуарные деформации на эстраде осторожно, но емко оценил в одной из позднейших исследовательских работ искусствовед А.Сохор: «Песенное творчество встретилось в 1945 — 1955 годах с общими для ряда жанров советской музыки трудностями, связанными с опасностью унификации стиля и творческих приемов, с недооценкой лирики, с тенденциями к внешней «казенной» парадности и т. д.». «Лирике этого периода свойственна и определенная боязнь конфликтов, глубоких переживаний, сильных страстей.»

На концертах стало широко практиковаться исполнение песен-гимнов, в которых преобладало торжественное, патетическое начало. Они постоянно звучали по радио, стали обязательным атрибутом всех музыкальных программ. Содержание таких опусов изобиловало воспеваниями величия «вождя народов» и его «ближайших соратников», ведущих «от победы к победе».
Рамки так называемых народных песен ограничивались бодренькими частушками о том, что выращен «стопудовый урожай» и что «в колхозе мы богато и зажиточно живем». Минорные раздумья и эмоциональные взрывы русских бытовых романсов оказались «несозвучными времени».

Из «легких жанров», «рекомендованных» для радиотрансляции и грамзаписи, преобладали пустопорожние примитивы в виде беспечно-восторженных опереточных арий и некой эмбриональной разновидности песенок, изобретенных кабинетными интерпретаторами «теории бесконфликтности». Герои таких песенных экспериментов были поглощены исключительно производственной сферой своих интересов, а интимная сторона жизни рассматривалась, как нечто не заслуживающее внимания. Подобный репертуар активнее других внедряли в быт советских людей штатные солисты Всесоюзного радио «вокальные братья» — Владимиры Александровичи Бунчиков и Нечаев. И дуэтом, и поодиночке.

http://i031.radikal.ru/1212/b0/208acaec0059.jpg
Бунчиков и Нечаев

Возражал ли кто-нибудь против этих абсурдных напластований? Да. Такие люди находились. В рамках открывшейся на страницах журнала «Советская музыка» в 1952—1953 годах дискуссии некоторые авторы и исполнители эстрадных песен пытались высказать свою точку зрения на разные симптомы отклонения от здравого смысла. Но их робкие доводы оставались «гласом вопиющего в пустыне». Даже после ухода из жизни «вождя народов» на вооружении «передовых идеологических борцов» еще длительное время оставался грозный жупел зарифмованного В.Маяковским библейского афоризма: «Тот, кто поет сегодня не с нами, тот — против нас».

И все же традиционные эстрадные жанры проявили устойчивые признаки своего выживания. В ряде городов на предприятиях пластмассовых и штампованных изделий был организован выпуск грампластинок в качестве товаров ширпотреба. В силу каких-то бюрократических «неувязок» продукция полукустарных артелей подвергалась менее бдительной цензуре, чем репертуар централизованной пластиночной индустрии. На артельных «миньонах» частично сохранялись «крамольные» формы музыкально-песенной эстрады.

На «черном рынке» расцвела бойкая перепродажа чудом сохранившихся в войну «старинных новинок» Грампласттреста, среди которых повышенным спросом пользовались пластинки В.Козина, И.Юрьевой, К.Шульженко, Л.Утесова, Г.Виноградова, Л.Руслановой. Ценилась инструментальная музыка джаз-оркестров под управлением А.Цфасмана, Я.Скоморовского, Л.Утесова, А.Варламова. Но превыше всего котировалось пение П.Лещенко и К.Сокольского в контрабандной грамзаписи и кустарных копиях на твердых и гибких звуконосителях.

http://s45.radikal.ru/i110/1212/7c/41aeb91afd7e.jpg
И.Юрьева

В программах Всесоюзного радио густо транслировалось плакатно-митинговое песнопение, в полупустых клубах духовые оркестры играли падеграсы и польки-бабочки, а в квартирах на дисках радиол сплошь да рядом крутились пластинки без опознавательных знаков. Под гитару на вечеринках распевались куплеты, которые невозможно было обнаружить ни в каких песенниках.
«Придорожная пыль неба не коптит» — гласит пословица. Постепенно пропагандистская пыль, поднятая телегой преходящей кампании, улеглась. И по мере ее оседания становилось все более очевидным, что предпринятые тотальные меры в сфере музыкально-песенного искусства оказались несостоятельными.
В 1953 году в радио-эфире прозвучала передача «Русские песни в исполнении Руслановой». После семилетнего отсутствия каких-либо достоверных сведений о певице это было сенсацией. Тогда же К.Шульженко напела на пластинку кубинскую песенку «Голубка» (русский текст С.Болотина). На фоне идеологизированной продукции грамзаписи необычно выглядели и мелодия с преданными анафеме «танго-образными признаками», и текст, с приметами заморской экзотики. Неказистая «Голубка» оказалась «первой ласточкой» наметившихся на эстрадном небосводе благоприятных перемен.

http://s60.radikal.ru/i170/1212/44/c9f65c908640t.jpg (http://radikal.ru/F/s60.radikal.ru/i170/1212/44/c9f65c908640.jpg.html)
Л.Русланова

С 1954 года начал переиздаваться в грамзаписи популярный музыкально-песенный репертуар 1930—1940-х годов. Возвращались «права гражданства» эстрадным романсам в исполнении И.Юрьевой, Т.Церетели, К.Джапаридзе, М.Черкасовой. Начали произноситься ранее изъятые из употребления слова «танго», «фокстрот», «джаз-оркестр», а вместе с ними знаменитые имена руководителей музыкальных ансамблей и песенных солистов.
В этих условиях сохранившиеся довоенные пластинки перестали быть предметом престижного антиквариата, кустарное подпольное производство грампластинок теряло рентабельность и сворачивалось, деятельность пластиночных «толкучек» пошла на убыль и к концу 1950-х годов прекратилась вовсе.
Первопроходец и ветеран советского песенного джаза Л.Утесов в конферансье концертной программы «Только для друзей» доверительно сообщал публике, что руководимый им оркестр скоро вернется к своей «девичьей фамилии» и будет вновь именоваться джазом. Однако ко времени своей реабилитации песенный джаз практически исчерпал свои возможности. Джаз-оркестры стали ориентироваться на реализацию замыслов чисто инструментального звучания, а песенное искусство продолжало развиваться по своим не всегда предсказуемым путям-дорогам.
Одну из таких нехоженых троп проложили песни «современных бардов и менестрелей». Поющие поэты были еще в дореволюционной России: В.Сабинин, М.Ильсаров, И.Кремер, А.Вертинский. Ну а в данный отрезок времени возрождение бардовского жанра было стимулировано появлением бытовых магнитофонов, предоставивших возможность авторам-исполнителям выйти на прямой контакт со слушателями, минуя промежуточные цензурно-бюрократические инстанции. Первыми «магнитофонными менестрелями» были: Ю.Визбор, Н.Матвеева, А.Галич, Б.Окуджава и другие, а вершинное положение в жанре позже обрел В.Высоцкий.

http://s52.radikal.ru/i136/1212/38/972a10d51bf3t.jpg (http://radikal.ru/F/s52.radikal.ru/i136/1212/38/972a10d51bf3.jpg.html)
Б.Окуджвва

Значительную роль в выходе советского эстрадного искусства из самоизоляции сыграл состоявшийся в Москве летом 1957 года VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. На этом форуме ряд начинающих эстрадных вокалистов стали лауреатами: М.Кристалинская, Г.Чохели, Н.Брегвадзе, Э.Пьеха. А лауреат фестиваля — ансамбль «Дружба» под руководством А.Броневицкого был прообразом будущего множества вокально-инструментальных ансамблей и эстрадных формирований подобного рода.

http://s017.radikal.ru/i405/1212/39/388959598590.jpg
М.Кристалинская

Серьезные деформации в области советской культуры послевоенного периода, вызванные некомпетентным вмешательством в проблемы литературы и искусства, в конце концов, обрели свою недвусмысленную оценку. Время все поставило на свои места, хотя абсурдность происходящего и тогда была очевидной. Нелепые постановления отменены на том же уровне, на каком и были приняты. При этом подчеркнуто, что «никакими ссылками на диктат исторических обстоятельств, на экстремальность переживаемой тогда ситуации нельзя оправдать грубость, некомпетентность, несправедливость, допущенные по отношению к искусству и культуре».

М.МАНГУШЕВ, Б.КОТЛЯРЧУК

Кто желает, может скачать оригинальные изображения статьи:

[*** Скрытый текст ***]

Nick123
21.12.2012, 12:22
Спасибо Юля и Вадим за эту великолепную статью.
Я немного застал время о котором здесь идет речь.
Противоречие было полное. По радио передавали одну музыку,а слушали в домах на патефонах совсем другую.
Так получилось,что именно на песнях Петра Лещенко и других эмигрантов и состоялись " мои университеты"

Знаю,что наследие Бориса Леонидовича довольно большое. Поэтому искренно надеюсь,что Юля и дальше будет делиться с нами такими же познавательными и замечательными материалами

Ник.М