Главная Форум Регистрация Поиск Сообщения за день Все разделы прочитаны Календарь Правила форума Наше радио

Вернуться   Музыкальный Огонек > СТАРАЯ ПЛАСТИНКА > О жизни и творчестве исполнителей


Улыбнитесь
Еда – это лучшее удовольствие, которое можно получить, не снимая штаны.

Ответ
 
Опции темы
Старый 08.06.2011, 20:00   #1
pradedushka
Почтенный
 
Аватар для pradedushka
 
Группа: V.I.P.
Регистрация: 23.05.2005
Последний визит: 18.07.2016
Адрес: Израиль
Город: Цфат
Сообщений: 307
Поблагодарил(а): 708
Поблагодарили: 2,472

Аркадий Погодин. В парке Чаир.

Добрый день, уважаемые форумчане - любители ретро. Я рад нашей новой встречи с вами.

Сколько раз в жизни мы сталкивались с примером того, что даже одно музыкальное произведение может надолго вписаться в музыкальную историю.
Думаю, что наверно нет ни одного человека, особенно старшего поколения, который бы не слышал песню «В парке Чаир» и не восхищался бы мелодией и прекрасным исполнением этой песни.

В парке Чаир распускаются розы,
В парке Чаир расцветает миндаль.
Снятся твои золотистые косы,
Снится веселая звонкая даль.


Но вот первого певца, который донес до нас эту песню, наверно, далеко не все могут вспомнить, а кто-то и не знает.
Аркадий Погодин.
Для кого-то эта фамилия ассоциируется с другим Погодиным – Николаем Погодиным, советским драматургом, известному по трилогии «Человек с ружьём», «Кремлёвские куранты», «Третья патетическая».
Удивительно небрежно мы порой относимся как к своей личной истории, так и к истории тех или иных знаменитых людей. Часто после их смерти теряется вся информация о человеке. Уходят из жизни его родственники и друзья, и мы вынуждены, потом по крохам воссоздавать портрет этого человека. Вот и об Аркадии Погодине практически нет никакой информации. Мало и фотографий этого певца. Кроме двух фотографий, в Интернете больше ничего нет. Правда, успели записать его песни и романсы, которые дошли до нашего времени.
Немного им было создано песен, всего один диск, но они хорошо запомнились многим поколениям.
Постараюсь донести до вас те крохи информации, которые мне удалось обнаружить в Интернете.
Как всегда, начнем с рождения интересующей нас личности.
Немногочисленные источники указывают нам, что Аркадий родился в семье одесского врача Соломона Пиливера, где любили театр, музыку.
Причем вновь, как часто бывает, дата рождения в разных источниках отличается друг от друга. Например, на сайте «Википедии» указана дата рождения -1901 год, а внизу ссылка на сайт «Красной книги», на котором указана уже иная дата -1904 год.
Аналогичная ситуация и с датой смерти певца. В первом источнике – 1975 год, во втором просто -70 годы. Такое разночтение присутствует и на других сайтах и в литературе.
Даже в таком солидном источнике, как энциклопедия «Эстрада России. ХХ век», так же допущены ошибки. Это еще раз напоминает нам о необходимости сохранения информации о человеке и, конечно, достоверному предоставлению ее на широкий круг читателя.
Будем все-таки отталкиваться от надписи на надгробии могилы певца, на котором указано: 1901-1975 гг.
Из статьи одесского журналиста Александра Галяса, следует, что у Аркадия был брат Николай и сестра Елизавета. К сожалению, нет никакой подробной информации ни о родителях Аркадия, ни о его брате и сестре. Краткой строкой отмечено, что и его брат Николай стал в последствии артистом.
Увы, ничего не нашел ни о детских, ни о юношеских годах Аркадия.
Несомненно, на судьбу Аркадия сказалось то, что он родился в прекрасной Одессе, которая дала миру столько талантов.
«Ах, Одесса – жемчужина у моря». Долгие годы она была по праву третьей столицей России. И не только по численности населения.
Одесса славилась своей музыкальной культурой, а многие певцы считали за честь выступить в Одесском оперном театре.
Конечно, после событий 1917 года в жизнь Одессы пришли новые веяния. На основе их создавались новые творческие коллективы.
Одним из таких коллективов появившихся на рубеже 20-х годов прошлого столетия был театра миниатюр «КРОТ». В его составе были молодые, образованные люди. Они сами сочиняли или переводили пьесы, танцевали и пели, сами шили костюмы. Бедность заставляла хитрить. Актера спрашивали: «Вы спиной к залу поворачиваетесь?» Если нет, костюм делался только «с лица», а сзади затягивался веревкой или куском бязи. Режиссером был Виктор Типот, по образованию — химик. Какие люди входили в худсовет! Вера Инбер, архитектор Евгений Левинсон, будущий академик, создатель целой школы электрохимии Александр Фрумкин. Вера Инбер сочинила себе и Рине Зеленой диалог двух кукол — французской куклы Мариетты и русской Матрешки.
Руководитель театра, драматурги режиссер Типот (Гинзбург) Виктор Яковлевич, в последствии стал художественным руководителем Московского театра сатиры. Театр располагался по адресу - переулок Чайковского, дом №18, на углу улицы Екатерининской.
«Каждый весело идет навестить задорный «Крот»!»
Это рефрен гимна, которым в дни новогодних праздников 1922 года приветствовал зрителей коллектив театра миниатюр, располагавшегося вначале в подвальном помещении
И вновь разночтения. В разных источниках название театра расшифровывается по-разному.
На сайте «Одесса от А до Я» в статье Ростислава АЛЕКСАНДРОВА, театр расшифровывается как – «Кружок Оригинального Театра».
В статье Елены КАРАКИНОЙ на сайте «Всемирного клуба одесситов» это название расшифровывается по иному – « Конфрерия рыцарей острого театра».
Для любознательных: слово «Конфрерия» означает - (франц. Confrérie) - братство или цех музыкантов, возникший из странствующих музыкантов.

В статье Лилии Мельниченко «Любимец публики» это же слово трактуется как, («Конгрегация рыцарей острого театра», что означает «совокупность, союз или организация монастырей».

Возьмем все-таки за основу расшифровку, которую нам представила Рина Зеленая в своей книге «Разрозненные страницы» - «Конфрерия Рыцарей Острого Театра»

Вот в этот-то театр и пришел совсем молодой Аркадий Поливер. Этому способствовали его необоримая тяга к сцене и талант.
(Когда он сменил свою фамилию на театральную – Погодин, мне не удалось разыскать).
Молодой интеллигентный человек начал выступать на драматической сцене, играя большей частью характерные роли в классическом репертуаре.
В дальнейшем "Крот" переименовали во 2-й Малый Гостеатр. Конечно, что за название - "Крот" в эпоху безусловного пролетарского искусства!
Просуществовав всего 16 месяцев (первая постановка состоялась 12 марта 1921 года), он выполнил для отечественной культуры роль Ноева ковчега для людей, проложивших в дальнейшем новые пути в литературе и на эстраде и достигших в жанрах, которым посвятили жизнь, вершин славы.
Наиболее емкое представление о деятельности театра «Крот» и членов его труппы дает автобиографическая повесть поэтессы и писательницы Веры Инбер (1890 — 1972) «Место под солцем (Повесть двадцатых годов)», изданная в 1928 году на основе свежих воспоминаний о тех событиях.

Другим важным источником сведений о театре «Крот» являются мемуары Р. В. Зеленой (1902 — 1991) — «Разрозненные страницы» (1987 г.), — попавшей в коллектив, когда судьба забросила ее с семьей в Одессу, и остававшейся в основном ядре труппы до самого роспуска последней, «играя по пять ролей в один вечер». Актерская популярность Рины Васильевны была столь велика, что о ней даже сочинили частушку, попавшую в книгу Е. Д. Уваровой «Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917 — 1945)»

«Я служу в театре «Крот» —
Дело немудреное.
Никто замуж не берет,
Говорят — Зеленая!»

После того, как «Крот» закончил свое недолгое существование, почти все ведущие его артисты перебрались в Москву. Одесское землячество в столице было сильно, прежде всего, в области искусства, и молодой артист без работы не остался. А.Погодин первоначально участвовал в программах агиттеатра «Синяя блуза», о чем интересно рассказал его товарищ по сцене народный артист СССР Борис Тенин в своей книге «Фургон комедианта».
У движения театров «синеблузников» был свой гимн:

«Мы синеблузники, мы профсоюзники —
Нам всё известно обо всём,
И вдоль по миру свою сатиру,
Как факел огненный, несём.
Параллельно с этим А.Погодин выступает на эстраде в т.н. «рваном жанре», исполняя «Песенки парижского гамена».
Кинематограф сохранил нам и пробы Аркадия Погодина в кино. Из этих проб сохранилась (да и то не полностью) лишь немая кинокомедия 1927 года «Неоплаченное письмо» забытого ныне режиссера Леонида Молчанова. Премьера фильма состоялась 11 июля 1927 года. Фильм пропагандировал государственный выигрышный заем.
В основе сюжета находится история похождения незадачливого сына местного шинкаря, деревенского сердцееда Герасима. Фильм сохранился без 5-й и 6-й частей.

В 1929 году старый его знакомый В.Типот приглашает земляка в Театр обозрений при московском Доме печати. Музыкальным руководителем этого театра был еще один одессит — композитор Константин Листов (будущий автор «Тачанки», «Землянки», «Севастопольского вальса» и других популярных песен). По всей видимости, именно он рекомендовал приятелю всерьез заняться вокалом. И А.Погодин, не прерывая работы в театре «малых форм», стал готовить себя к оперной карьере. Казалось бы, артиста ждет карьера оперного певца. Внешние данные, прекрасный голос – тенор.
Но судьба распорядилась по-другому.
В сезоне 1938-1939 в Московском театре миниатюр артист исполнил главную партию Альберта в оперетте И. Штра¬уса «Тонкая дипломатия». Его партнершей была артистка К. Кетат, с которой он в 1940 будет гастролировать по Закавказью.
Затем известный режиссер А.Арнольд предлагает ему главную роль в оперетте «Шоколадный солдатик», сочиненной братьями Покрасс по мотивам Б. Шоу. Этот спектакль, которым открылся летний сезон 1939 г. в парке ЦДКА, сыграл в судьбе артиста решающую роль. Дело в том, что в нем участвовал джаз-оркестр Александра Цфасмана, и композитор предложил А.Погодину стать солистом его коллектива. С этим оркестром певец выступает перед началом сеансов в кинотеатре «Художественный» — самом знаменитом в то время в Москве, а после окончания программы еще и в ночном эфире Всесоюзного радио, записывается на грампластинки.
А его друг Константин Листов сделал певцу замечательный подарок, предложив стать первым исполнителем своей песни «В парке Чаир».
Немного о парке Чаир.
Парк Чаир - достопримечательность Ялты, очаровательный уголок Крыма с его субтропическими растениями. Дворцовые сооружения, возведенные здесь по проекту архитектора Н.П. Краснова, поражали воображение современников своей изысканностью и красотой.
А при дворцах разбивались парки - чудо природы и волшебного полета фантазии их создателей. Один из них - парк Чаир, детище садовых дел мастера А.Ф. Новичкова. Парк Чаир — это одна из бывших усадеб великого князя Николая Николаевича Романова и его супруги Анастасии Николаевны. По воспоминаниям очевидцев, тут круглый год цвели две тысячи кустов роз, что вдохновляло многих поэтов и художников. Одним из них был Павел Арский, в свое время довольно известный поэт, к тому же участник штурма Зимнего дворца. Он сочинил множество революционных «виршей», но для потомков, по всей видимости, навеки останется автором стихов к шлягеру К.Листова.
В основе сюжета романса - воспоминания моряка, ушедшего в далекое северное плавание. Среди тысяч кустов распустившихся роз и цветущего миндаля снятся ему золотистые косы любимой и улыбка, которую он не может забыть, солнце и море, весна и любовь. Но это только сон, видение, мираж.
Время появления романса было удивительно подходящим, для того чтобы его услышали и полюбили. Шел 1939 год. Казалось, остались в прошлом аресты, тюрьмы, лагеря, расстрелы. Тем, кто выжил, хотелось радоваться жизни, любить и быть счастливыми. Скромная танцевальная мелодия "В парке Чаир" звучала повсюду - из открытых окон домов, на танцплощадках, в парках, по радио.
Популярность романса оказалась фантастической.
Эта песня сразу сделала А.Погодина, дотоле «хорошо известного в узких кругах», модным исполнителем. Появившиеся затем в его репертуаре такие песни, как «Возврата нет», «Я жду письма», «Зимний день», «Оглянись» закрепили успех певца. Появилась в его репертуаре и песня «Счастливый дождик» — шуточная песенка о любви, возникшей благодаря футболу. Эта песня, до появления спортивного марша М.Блантера, была чем-то вроде футбольного гимна. С этой песней начинались футбольные матчи на «Динамо» и других стадионах страны.
Как часто многим певцам приходилось начинать свою карьеру с работы в ресторане. Не избежал этой участи и Аркадий Погодин.

Писатель Юрий Нагибин в одном из своих рассказов «В те юные годы» вспоминал
как в довоенные годы он со своей тогдашней возлюбленной регулярно посещал ресторан «Москва», потому что «там пел Аркадий Погодин, который нам нравился». В этом же рассказе упоминается и песня «Сегодня мы должны с тобой расстаться» в исполнении Аркадия Погодина.
Осенью 1939 года был объявлен Первый Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Председателем жюри был И.О.Дунаевский. По уровню членов жюри и составу участников это творческое состязание не имело себе равных. Первый тур конкурса прошло около 1000 эстрадных артистов, и только 250 из них были допущены ко второму туру. На суд жюри в третьем туре вышло немногим более 30 человек. Пятое место и звание лауреата, которое завоевал на конкурсе Аркадий Погодин, было значимым успехом. Для сравнения: первую премию присудили оперной певице Д.Пантофель-Нечецкой, вторую премию не дали никому, а Клавдия Шульженко оказалась лишь четвертой. Карьера А.Погодина шла в гору, в 1940-м г. он был включен в программу заключительного концерта Декады советской эстрады, о чем сообщила «главная газета» СССР «Правда». И кто знает, как сложилась бы творческая судьба артиста, когда б не война. Аркадий Погодин уже в первые дни Великой Отечественной включается в шефскую работу. В газете «Волжская коммуна» от 18 августа 1941 г. сообщается, что коллектив Куйбышевского драматического театра имени Горького «в свой выходной день дал спектакль-концерт. Была поставлена пьеса В.Гусева «Слава». Затем состоялся концерт при участии Изабеллы Юрьевой, Анны Гузик, Елены Кетат, Аркадия Погодина, А.И.Елькиной и др. Чистый сбор — 8293 рубля — внесен в Фонд обороны страны».
И это лишь один из сотни концертов, данных певцом в годы войны. Его концертная деятельность в основном проходит на Северном флоте, в Заполярье. Вероятно, отрыв от столицы, невозможность ввиду этого записываться на грампластинки и сказались на послевоенной судьбе певца. Он был практически оттеснен на эстрадную «периферию», о нем почти перестают упоминать в прессе. В прессе появилась только коротенькая заметочка в газете «Благовещенская правда», из которой можно сделать вывод, что певец исполняет в основном русские романсы и песни народов мира.

После известных постановлений Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» 1946 и «Об опере «Великая дружба» 1948 года, направленных против «чуждых влияний в советском искусстве», жанр песенных фокстротов и танго был подвернут критике. Погодину пришлось отказаться от исполнения многих своих прежних шлягеров, и он ушёл со сцены

Так или иначе, но в 1940-50-х А.Погодин дает концерты в основном в провинции.
Как я уже писал, практически нет никакой информации о личной жизни певца.
Некоторое внимание к его особе привлек разве что брак с актрисой Ольгой Аросевой.
Все родственники были категорически против (все-таки 24 года разницы между женихом и невестой, к тому же у Аросевой это было уже третье замужество), но певец настоял на своем. Это и есть та причина, по которой родные братья – Аркадий и Николай перестали общаться. Судя по всему, счастья эта поздняя любовь не принесла.
Самым радостным событием в последние годы жизни артиста был выход на фирме «Мелодия» пластинки-гиганта «Поет Аркадий Погодин», где были собраны все его старые шлягеры.

1. Оглянись (Б.Фомин - Б.Тимофеев)
2. Забыты нежные лобзанья (старинный романс)
3. Но я Вас все-таки люблю (старинный романс)
4. Любила ль ты (С.Тартаковский - В.Крахт)
5. Быть тебе только другом (неаполитанская песня)
6. Песня моряка (неаполитанская песня, Бартельми)
7. В парке Чаир (К.Листов - П.Арский)
8. Что ж ты опустила глаза (Ц.Биксио)
9. Возврата нет (Я.Хаскин - В.Крахт)
10. Я жду письма (А.Цфасман - В.Трофимов)
11. Счастливый дождик (А.Цфасман - П.Бурыкин)
12. Песня любви, английский вальс (обр. А.Цфасмана)

В архиве его дальнего родственника Александра Галяса хранится диск, который артист подарил своей сестре Елизавете, с грустной надписью: «Не думай за меня и не думай обо мне хуже, чем я есть. Жить мне трудно».

В конце своей жизни Аркадий Погодин начал писать мемуары. Один фрагмент был опубликован в 1972-м году газетой «Советская культура». Вероятно, следы этой рукописи затерялись в «пыли времен». А жаль, ведь наверняка в этих воспоминаниях запечатлены любопытные черточки артистической Одессы первых послереволюционных лет.
Аркадий Погодин скончался в 1975 году. Урна с его прахом захоронена на Донском кладбище.
Уходит человек, но обязательно должна остаться память о нем. Человечество сильно связью поколений.
Впрочем, главное после А.Погодина осталось — это его песни. В последние годы вошли в моду сборники старых советских мелодий. Уверен, что песни в исполнении Аркадия Погодина придутся по душе не только слушателям «золотого возраста», но и молодым людям.

При подготовки статьи были использованы следующие материалы:
1. Александр Галяс. В песне останется жить. Газета «Вечерняя Одесса»
2. сайт «Википедия». Погодин, Аркадий Соломонович
3. Эдуард РАТУШНЯК. «Каждый весело идет навестить задорный «Крот»!»
Газета «Вечерняя Одесса»
4. Яков Кравцов. Театр в подвале.
5. Нагибин Юрий. В те юные годы.
6. сайт «Кино-театр». Информация о фильме «Неоплаченное письмо»
7. О.А.Кузнецова. ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ КОНКУРС АРТИСТОВ ЭСТРАДЫ
8. Ростислав АЛЕКСАНДРОВ. Улицы в истории Одессы.
9. Лилия Мельниченко. Любимец публики.
__________________
pradedushka вне форумаМужчина  
Вверх
Старый 17.06.2011, 17:33   #2
Елена Жаворонко
Новичок
 
Аватар для Елена Жаворонко
 
Группа: Участники
Регистрация: 01.04.2011
Последний визит: 15.07.2013
Адрес: Россия
Город: Рязань
Сообщений: 4
Поблагодарил(а): 15
Поблагодарили: 7

Получила огромное удовольствие от Вашего СООБЩЕНИЯ О ПОГОДИНЕ!!! Уменя были отрывочные сведения о нем, но так подробно - это большой труд и наверно увлечение замечательными , но незаслуженно забытыми певцами (А.К.Александрович в их числе!), благодарю Вас!!! Теперь надо послушать......
Как бы не стать Вашей поклонницей, все чаще захожу к Вам "отдохнуть душой". Спасибо!
Елена Жаворонко вне форумаЖенщина  
Вверх
Старый 05.07.2011, 22:13   #3
pradedushka
Почтенный
 
Аватар для pradedushka
 
Группа: V.I.P.
Регистрация: 23.05.2005
Последний визит: 18.07.2016
Адрес: Израиль
Город: Цфат
Сообщений: 307
Поблагодарил(а): 708
Поблагодарили: 2,472

Уважаемая Елена.
Прошу извинить за неоперативный ответ. Только что вернулся домой. Месяц был за рубежом.
Я Вам очень благодарен за теплые словаа.
Уверен, что наш сайт еще не раз доставит Вам удовольствие.
Здесь, на его страницах можно найти много интересного.
С уважением и до новых встреч.
__________________
pradedushka вне форумаМужчина  
Вверх
Ответ

Навигация
Вернуться   Музыкальный Огонек > Форум > СТАРАЯ ПЛАСТИНКА > О жизни и творчестве исполнителей

Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.







Текущее время: 09:07. Часовой пояс GMT +4.

    Для правообладателей -Обратная связь    Главная   Форум    Архив    Вверх 

Internet Map Анекдоты,музыку,рецепты и не только найдете Вы в Беседке Индекс цитирования Яндекс.Метрика

Copyright ©2004 - 2018, Музыкальный огонек - Русский шансон.

Powered by vBulletin® Version 3.8.9
Copyright ©2000 - 2018, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot